Народные мелодии в произведениях русских композиторов.

Многие народные мелодии, записанные и обработанные композиторами-классиками, нашли вторую жизнь в операх и симфониях, в произведениях для фортепиано и различных ансамблей.

В сочинениях русских композиторов можно найти  не только примеры цитирования (то есть точного воспроизведения) народных песен, но и множество мелодий, созданных в народном складе. Песни Леля из оперы Римского-Корсакова "Снегурочка", хор поселян из оперы Бородина "Князь Игорь", многие темы в симфонических произведениях Чайковского, в операх и романсах Глинки, Мусоргского порою очень трудно бывает отличить от народных мелодий.

Одна из наиболее ярких особенностей музыки русских композиторов - распевность и широта мелодий, их выразительность, идущие от народных песен.

Глинка М.И. Вариации на русскую народную песню "Среди долины ровныя".

{mp3remote}https://www.dropbox.com/s/408eq5irlptpz0d/Glinka-Variacii-na-temu-russkuyu-narodnuyu-pesnyu-quotSredi-doliny-rovnyyaquot%28muzofon.com%29.mp3?dl=1{/mp3remote}

Эта лирическая песня была популярна у городского населения. Глинка написал на её основе произведение для фортепиано в форме вариаций.

В народном напеве композитора привлекли плавность и широта мелодии, искренняя теплота чувств. В песне выражено настроение задумчивости, печали.

В начале произведения тема звучит тихо и задушевно, затем к ней присоединяется певучий подголосок. Аккомпанемент напоминает мягкое звучание гитары.

Тема по-разному видоизменяется (варьируется) в каждой из пяти вариаций. Её развитие обогащается виртуозными приёмами фортепианной игры. Медленные и певучие вариации чередуются с быстрыми и энергичными.

Песня Марфы из оперы Мусоргского "Хованщина".

Модест Петрович Мусоргский в своих произведениях часто обращался к русским и украинским песням. Опера "Хованщина" написана на русский исторический сюжет. Среди нескольких замечательных подлинных песенных мелодий в опере звучит известная протяжная лирическая песня "Исходила младёшенька" - очень задушевная, с плавной мелодией, в которой движение по ступеням чередуется с широкими выразительными оборотами.

В опере эту песню поёт Марфа. Народная мелодия помогла композитору создать яркий и глубоко национальный образ русской женщины, способной на глубокие и сильные переживания.

Во всех шести куплетах мелодия остаётся неизменной, зато аккомпанемент различный - варьируется в зависимости от содержания каждого куплета.

Песня Садко с хором из оперы-былины Римского-Корсакова "Садко".

Опера "Садко" написана композитором на сюжет русской былины о новгородском гусляре Садко, который своими песнями покорил грозного Морского царя и принёс богатство и славу родному Новгороду.

Композитор назвал своё произведение оперой-былиной. Подобно неторопливому былинному сказу, развёртывается действие на сцене. Многие мелодии и речитативы оперы очень близки к напевам древних русских былин. Композитор использует и подлинно народные былинные напевы. Например, хор "Высота ли, высота поднебесная" написан на мелодию былины "Соловей Будимерович". Композитор сохранил здесь народные слова. Но характер мелодии былины был изменён. Вместо неторопливого рассказа-повествования речитативного склада, исполняемого одним сказителем в опере напев превратился в хоровую молодецкую песню, энергичную и раздольную.

Народные песни в произведениях П.И. Чайковского.

Вопросы:

1. Каким образом русские композиторы доносили до слушателей записанные ими народные мелодии?

2. Что означает "Цитирование народных песен"?

3. Приведи примеры произведений, созданных композиторами в народном складе.

4. Что является одной из ярких особенностей музыки русских композиторов-классиков?

5. Расскажи о каждом из прослушанных произведений.

6. Мелодии каких народных песен и в каких произведениях использовал П.И. Чайковский?

Ганчина Марина Валентиновна

Заведующая

теоретическим отделением

"Детской школы искусств"

(МАОУ ДОД - ДШИ)

г. Свободного

Copyright © 2014 - 2024. All Rights Reserved.